Логопед

Логопед – специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

В КАКИХ ЖЕ СЛУЧАЯХ НУЖНА ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА?

Логопед для ребенка от 2 до 16 лет

Логопед-дефектолог для детей с 2 до 6 лет:

  • Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова, переставляет слоги в словах (неговорящие «молчуны»).
  • Ребенку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих.
  • Ребенок неправильно произносит звук.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.
  • Ребенок не владеет связной речью.
  • Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.
  • Скоро в школу.

Логопед для школьников с 7 до 16 лет:

  • Сохранилось неправильное звукопроизношение (ротацизм — «картавость», ламбдацизм — неправильное произношение звука [л], сигматиз шипящих — «шепелявость» и др.).
  • У подростка проблемы с письмом или чтением. Глупые ошибки (пропуски, замены, недописывание букв, слогов и даже слов!). Школьник плохо читает медленно и монотонно, с ошибками, а иногда и сам придумывает конец читаемой фразы.
  • Подросток 5-11 класса знает правило, но забывает использовать его при письме, что приводит к стойкой неуспеваемости по русскому языку. В этом случае необходимо логопедическое обследование, чтобы выяснить, нет ли у ребенка дисграфии, дислексии или дизорфографии.

В нашем центре логопед работает с детьми, имеющими следующие диагнозы:

  • общее нарушение и недоразвитие речи (ОНР);
  • задержка развития речи (ЗРР);
  • нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия);
  • дислалия (искажение произношения отдельных звуков);
  • дизартрия (нечеткая речь, с нарушенным ритмом и искаженными интонациями).

Что входит в услуги детского врача логопеда?

Диагностика речевого развития

Чтобы правильно подобрать методику и комплекс занятий, детский логопед проводит диагностику социального и психомоторного развития ребенка, которая включает в себя:

  • комплекс тестовых упражнений, выявляющий отставание в речевом развитии ребенка от его физиологического возраста;
  • тестирование фонематической и лексико-грамматической готовности к школе;
  • диагностика уровня визуально-ручной координации, сформированности мелкой моторики пальцев и подготовленности руки к письму;

Коррекционные занятия

Занятия, которые подбирает логопед для ребенка, могут быть индивидуальными, подгрупповыми (не более 3-х человек). Чтобы у ребенка не угас интерес к обучению, все занятия проводятся в игровой форме. В ходе занятий  логопед работает над:

  • расширением словарного запаса ребенка на основе углубления знаний об окружающем мире;
  • формированием навыков связной речи в разных жизненных ситуациях;
  • становлением правильного произношения звуков и слогов;
  • развитием фонематического слуха;
  • формированием математических представлений, подготовкой руки к письму, грамматическим оформлением речи (для детей 4-7 лет, в рамках программы подготовки к школе).

Для закрепления и более успешного усвоения навыков подбирается комплекс упражнений, которые логопед родителям рекомендует проводить в домашних условиях.

Услуги логопеда по следующим направлениям:

Коррекционная работа при дислалии 
(Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.)

Коррекционная работа при дизартрии
(Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.)

Преодоление общего недоразвития речи
(Общее недоразвитие речи ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны.)

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи
(ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.)

Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи

У школьников

  • Проблемы чтения, письма мешают хорошей успеваемости. Ребенок медленно читает, делает «глупые» ошибки при письме
  • Школьник допускает большое количество орфографических ошибок, хотя правила все знает
  • Дислексия, дисграфия, дизорфография – избирательная утрата навыков чтения, письма или устной речи при общей способности к обучению.
  • Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения слоговой структуры слова и др.
  • Дискалькулия – специфическое нарушение обучаемости счёту.
  • Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Сколько нужно заниматься?

Зависит от проблемы. Коррекция может потребовать как пару недель, так и несколько месяцев и даже лет. В любом случае, всё в Ваших руках! Чем больше времени Вы посвящаете практике (речь отрабатывается дома с близкими, в свободную минуту в школе и на работе), чем разностороннее подход (игры, таблицы, dvd программы), тем скорее Вы избавитесь от проблемы!